понедельник, 5 октября 2009 г.

Пунктуальность

Пунктуальность.

После того, как я обнял вас на прощание у поезда и сел в машину, мной овладела неясная грусть. Вернее сказать, к очевидной легкой грусти от расставания, к печали от вечернего одиночества примешивалась непонятная мне пока тоска. Я вспомнил о нашем «собрании тайного общества», вспомнил разговор о том, что человек может воспринимать только ничтожную часть существования – всё остальное существует для него лишь гипотетически, и тем самым в большей или меньшей степени является лишь предметом веры. Есть только то, что происходит с тобой в конкретный миг в конкретном месте, остальное, (то есть ВСЁ остальное), - проходит мимо.

Темнело. Я ехал по проселочной дороге в машине. Я был один, еще была музыка в машине и был небольшой участок дороги, струящейся в свете фар. Вы были абстракцией в моем уме – скучая, я вспоминал о вас, о вашем отдельном мире поезда, мчащегося сквозь ночь в Петербург. Другой абстрактный, отдельный мир в моей голове – дом, Оля, которая ждет меня к ужину и Алиса, которая давно спит. Всего этого я не мог знать, я делал эти выводы эмпирически, основываясь на житейской логике, но этого не существовало в реальном мире. В реальном мире, который ограничивался музыкой в салоне и небольшим видимым куском дороги, непостоянным и изменяющимся.

Один в машине, в конкретный момент времени в конкретном месте, пунктуально. Крошечный субъективный мирок для меня реален, объективный мир вокруг нет. Вернее, для меня реально лишь его маленькое неверное отражение внутри моего субъективного мирка. А настоящий объективный мир, само Бытие, существование всего и вся для меня не существует вовсе. Мира нет для меня, меня нет для мира.

Я вне мира. Мира, в котором содержится бесконечное пространство и время, в котором живет бесконечное количество вероятностей, мест и событий. Я же – всегда заперт внутри одной. Вокруг полно людей – но каждый из них как остров во тьме. Я один в машине – медленно еду навстречу своему концу в отпущенный мне срок.

Итак, чем же можно охарактеризовать нашу реальность – нашу человеческую, утилитарную и субъективную ее ипостась?-

1) Субъект всегда находится только в одной точке пространства.

2) Он всегда находится в единственном мгновении времени.

3) Субъект может воспринимать (своими органами чувств) только соответствующие этому континууму сигналы.

4) Сознание субъекта всегда ограничено его самостью.

5) Внутри субъективного мира существует более или менее развитой абстрактный мир (времени, понятий, событий), свойства и качество которого определяются субъектом.

Первые четыре постулата, (вернее даже сказать, ограничения), определяют главное свойство реальности, которое можно назвать пунктуальностью. Из пятого постулата ясно, что наиболее пунктуальны существа без развитого самосознания, абстрактного мышления и рефлексии. Что же до людей, то воображение и ум дают им возможность заглянуть за границы своего горизонта, за тень заката – это и есть трансреальность.

Что такое литература трансреализма.

В реальности, наяву, каждый предмет обладает лишь сиюминутным утилитарным значением. Наяву предметы означают лишь то, что означают, они не могут перерасти свою самость – также, как своей самостью всегда ограничено сознание субъекта. Это отдельные составляющие мира, мир атомизируется, распадается на фрагменты. Отражающая эту реальность утилитарная литература – либо рассказ об игре, об условном движении субъекта через различные препятствия к «победе» или «поражению», либо описание правил этой игры.

А в заумной реальности «постмодерна»?, (я беру это слово в кавычки, поскольку такая дефиниция, конечно, очень условна), - в этом дискурсе смысловое наполнение предмета – это пустая оболочка, указатель. Указатель, смысловой маркер любого другого предмета и явления, который в свою очередь указывает на нечто третье. Дурная, бесконечная и пустая паутина переплетающихся смыслов и концептов, годная лишь для упражнения мозга (получается обобщенный портрет современной философии =). Литература этого сорта – игра с цитатами.

Наконец, во сне или мечте, в музыке, в глубине или же где-то вне человеческого существа предметы могут означать больше своей самости. Они имеют нечто, объединяющее все атомы и фрагменты мира в целое, они указывают на это – а именно на смысл существования. Смысл существования – это не формула, не идея, это сама вещь и ощущение от нее, ее излучение, (поэтому поэзия, безусловно, средство фиксации трансреальности).

Итак, во сне каждая вещь имеет смысл, перерастая свою самость – преодолено четвертое ограничение субъективной реальности. Время во сне податливо и пластично, события предопределены, но взгляд субъекта охватывает не мгновение, а всю протяженность времени. Взгляд наблюдателя панорамно охватывает и места, в которых происходят события (места прекрасные и щемящие, поскольку это места воспоминаний). Так преодолены три первых ограничения. Во снах есть простор и воздух.

Итак, литература трансреализма - это фиксация сна и воспоминания, мечтаний, это фиксация взгляда за пределы утилитарной реальности. В широком смысле – вся экзистенциальная и психологическая литература, в более узком понимании – литература, обладающая логикой сна.

Комментариев нет:

Отправить комментарий